Не нашли ответа на свой вопрос? Задайте вопрос юристу.

Происходит отправка... Подождите.

Ваша заявка успешно принята!

Ошибка при отправке!

Медицинские осмотры

Детали вопроса:

уже задавала свой вопрос по поводу диспансеризации. большое спасибо за ваш быстрый ответ. он нам пригодился. теперь у нас возник еще вопрос. и мы надеемся, что вы опять нам поможете. в нашей организации проходит оказывается не диспансеризация, а ежегодные медицинские осмотры, которые начали проводить только в 2013 году. эти осмотры проводят не в поликлинике, а в нашем профилактории. силами местных врачей. нас интересует - имеют ли право врачи профилактория проводить медицинские осмотры. должны ли они иметь сертификаты и лицензии. или достаточно того, что они являются врачами профилактория нашей организации. и опять же. у одной из сотрудниц выявлено заболевание женской сферы. и теперь врачи написали в карте больного, что она не годна к работе и подлежит увольнению. наша сотрудница написала уже заявление на увольнение по собственному желанию. получается, что эти медосмотры вынуждают людей увольняться. сотрудницы нашей организации пребывают в сильном волнении. получается - если что-нибудь обнаружат, то тебя будут увольнять. не является ли это нарушением права человека на труд . а поскольку организация наша небольшая, то о наших болячках все знают. не является ли это разглашением врачебной тайны. и еще нам пригрозили, что кто будет уклоняться от этих медосмотров, те будут вызываться на комиссию, и с ними будет проводиться беседа, а те кто будет сопротивляться подлежат увольнению. и хотя медосмотры проходят, но никто не видел официального приказа о проведении медосмотров. очень просим ответить на наши вопросы. от имени коллектива, с уважением, марина Николаевна. прошу ответить письмом на мой электронный адрес.


вопрос задан 5 лет назад


Подписаться

Ответы на вопросы по теме Здравоохранение и образование

  • МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ РАБОТНИКОВ

    ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

    Материал подготовлен с использованием правовых актов

    по состоянию на 20 марта 2006 года

    Л. В. ЩУР-ТРУХАНОВИЧ, Д. Л. ЩУР

    Л. В. Щур-Труханович, главный редактор журнала "Кадры предприятия", консультант по вопросам трудового права и экономики труда.

    Д. Л. Щур, начальник юридического отдела Издательско-консультационного центра "Дело и сервис", эксперт по трудовому и торговому праву.

    Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    § 1. Виды медицинских осмотров

    Медицинские осмотры работников - это лечебно-профилактические мероприятия, проводимые в целях выявления нарушений состояния здоровья работников и медицинских противопоказаний к работе, а также в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

    Медицинские осмотры работников подразделяются на следующие виды:

    1. Предварительные. Предварительный медицинский осмотр (обследование) проводится при поступлении работника на работу с целью определения соответствия состояния здоровья работника (освидетельствуемого) поручаемой ему работе.

    2. Периодические. Периодическим медицинским осмотрам работники подвергаются в процессе трудовой деятельности с целью:

    - определения соответствия состояния здоровья работников выполняемой работе;

    - динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирования групп риска;

    - выявления общих заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов;

    - своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников.

    Периодические медицинские осмотры предполагают освидетельствование работника с регулярностью, устанавливаемой законодательством с учетом выполняемой работы или среды, в которой он исполняет свои обязанности. Периодичность осмотров зависит от времени, необходимого для наблюдения за изменениями в состоянии здоровья работника, от цели осмотров, а в отдельных случаях и от возраста обследуемого (например, для несовершеннолетних работников часть первая статьи 266 ТК РФ устанавливает обязательность ежегодных осмотров до достижения возраста 18 лет; молодые работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в т. ч. на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, в силу части первой статьи 213 ТК РФ обязаны ежегодно проходить медицинские осмотры до достижения 21 года).

    Вместе с тем по отдельным видам работ требуется более частое определение состояния здоровья и пригодности работника непосредственно перед каждым допуском к трудовой функции (например, к управлению транспортным средством, к работе с источником повышенной опасности). Для этого проводятся предрейсовые или предсменные медицинские осмотры. Их скорее можно отнести к постоянным медицинским осмотрам, поскольку, прежде чем работник приступает к исполнению своей трудовой функции перед началом рабочего дня (смены) врачи (медицинские работники) должны оценить состояние его здоровья (физическое, психоэмоциональное, психологическое) и сделать выводы о трудоспособности работника на текущий рабочий день (смену, рейс).

    3. Внеочередные (внеплановые) осмотры. Преимущественно они проводятся по просьбам работников или в соответствии с медицинскими рекомендациями с целью выяснения наличия профессиональных заболеваний.

    Медицинские осмотры работников подразделяются на две группы:

    I группа - медицинские осмотры, проводимые с целью определения пригодности работников для выполнения работы и предупреждения профессиональных заболеваний. Таким осмотрам подлежат работники:

    - занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах) (часть первая статьи 213 ТК РФ);

    - занятые на работах, связанных с движением транспорта (часть первая статьи 213 и часть вторая статьи 328 ТК РФ);

    - не достигшие возраста 18 лет (часть первая статьи 266 ТК РФ).

    II группа - медицинские осмотры, проводимые с целью охраны здоровья, обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности населения (предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний). В соответствии с частью второй статьи 213 Трудового кодекса РФ прохождение медицинских осмотров данной группы обязательно для работников:

    - организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли;

    - водопроводных сооружений;

    - лечебно-профилактических и детских учреждений;

    - иных организаций.

    Для каждого вида и группы осмотров законодательство устанавливает особые правила их прохождения работниками.

    § 2. Нормативно-правовая база

    Согласно части третьей статьи 213 Трудового кодекса РФ вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок их проведения определяются нормативными правовыми актами, утверждаемыми в порядке, установленном Правительством РФ. Между тем, в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 (с изм. на 02.02.2006) Правительство РФ должно не просто определить порядок принятия актов, устанавливающих порядок прохождения медицинских осмотров, но и непосредственно утверждать перечни отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, работники которых в целях охраны здоровья граждан, предупреждения инфекционных и профессиональных заболеваний должны проходить предварительные, при поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры (часть первая статьи 21 Основ). За Минздравом России закреплялось только полномочие по утверждению Перечня медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, который должен пересматриваться не реже 1 раза в 5 лет (часть третья статьи 21 Основ).

    Во исполнение статьи 21 Основ Правительство РФ утвердило только один нормативный правовой акт - Перечень профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным, при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам (Постановление от 08.09.1999 N 1020). В остальном, проведение медицинских осмотров регламентировалось нормативными правовыми актами Минздрава России и других министерств и ведомств. В 2003 году эта практика получила нормативное закрепление - Правительство РФ, руководствуясь частью третьей статьи 213 Трудового кодекса РФ, своим Постановлением от 27.10.2003 N 646 "О вредных и (или) опасных производственных факторах и работах, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядке проведения этих осмотров (обследований)" (с изм. на 01.02.2005) установило, что вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), а также порядок их проведения утверждаются Минздравсоцразвития России. Исходя из этого, Министерству было поручено утвердить до 01.03.2004:

    - перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования);

    - порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

    Это поручение было выполнено только в августе 2004 года - своим Приказом от 16.08.2004 N 83 Минздравсоцразвития России утвердило:

    1) Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования);

    2) Перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования);

    3) Порядок проведения предварительных и периодических осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

    Введение в действие указанного Приказа породило множество вопросов у работодателей, а также органов и организаций, проводящих медицинские осмотры, касающихся в основном определения статуса нормативных правовых актов, регламентировавших процедуру проведения медицинских осмотров до принятия Трудового кодекса РФ, в частности:

    - Приказа Минздравмедпрома России и Госсанэпиднадзора РФ от 05.10.1995 N 280/88 "Об утверждении временных Перечней вредных, опасных веществ и производственных факторов, а также работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры работников";

    - Приказа Минздрава России от 14.03.1996 N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии" (с изм. на 06.02.2001);

    - Приказа Минздрава России от 10.12.1996 N 405 "О проведении предварительных и периодических медицинских осмотров работников".

    Ни один из указанных актов не был отменен Приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83, при этом его положения не охватывали ряд вопросов, регулируемых этими актами. Свои административные ошибки Минздравсоцразвития России начал исправлять только спустя полгода: в марте 2005 года Министерство выпустило два приказа, согласно которым признавались утратившими силу Приказ Минздравмедпрома России и Госсанэпиднадзора РФ от 05.10.1995 N 280/88 (Приказ от 18.03.2005 N 227) и Приказ Минздрава России от 10.12.1996 N 405 (Приказ от 18.03.2005 N 228).

    По-иному решался вопрос с ключевым нормативным правовым актом, определяющим процедуру проведения медицинских осмотров I группы - Приказом Минздрава России от 14.03.1996 N 90: в январе 2005 года "в связи с многочисленными обращениями с территорий по порядку применения Приказа Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83", разъяснения по применению Приказа 1996 года дал Роспотребнадзор - в своем письме от 13.01.2005 N 0100/63-05-32 он указал, что Приказ от 14.03.1996 N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров и медицинских регламентах допуска к профессии применяется в определенной части, а также определила механизм применения старого и нового Приказов в корреспонденции (подробно об этом - далее).

    Помимо общеотраслевых нормативных правовых актов порядок проведения медицинских осмотров регламентируется специальными и отраслевыми актами. В основном - это акты, определяющие особенности медицинских осмотров работников, выполняющих работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств. В соответствии со статьей 328 Трудового кодекса РФ работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональную подготовку в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области соответствующего вида транспорта; прием работника на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения и федеральным органом исполнительной власти в области соответствующего вида транспорта.

    Правила проведения медицинских осмотров для указанных категорий работников помимо вышеназванного Постановления Правительства РФ от 08.09.1999 N 1020, регламентируются:

    - на железнодорожном транспорте - Положением о порядке проведения обязательных предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте (утверждено Приказом МПС России от 29.03.1999 N 6Ц), Перечнем медицинских противопоказаний к работам, непосредственно связанным с движением поездов и маневровой работой (утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 19.12.2005 N 796);

    - на воздушном транспорте - Федеральными авиационными правилами "Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации" (утверждены Приказом Минтранса России от 22.04.2002 N 50 с изм. на 28.04.2003).

    Специальными нормативными правовыми актами регламентируется и порядок проведения медицинских осмотров работников, выполняющих работы в особо опасных условиях:

    - на объектах использования атомной энергии - Постановлением Правительства РФ от 01.03.1997 N 233 "О перечне медицинских противопоказаний и перечне должностей, на которые распространяются данные противопоказания, а также о требованиях к проведению медицинских осмотров и психофизиологических обследований работников объектов использования атомной энергии";

    - на объектах по уничтожению химического оружия - Приказом Минздрава России от 21.03.2000 N 101 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах по уничтожению химического оружия".

    Для регламентации процедуры проведения медицинских осмотров работников организации связи Минсвязи России приняло свой акт - Указание от 13.11.1996 N 185-у "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии".

    Специальные нормативные акты, устанавливающие порядок прохождения медицинских освидетельствований, приняты во исполнение Федерального закона от 30.03.1995 N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (с изм. на 22.08.2004):

    - Постановление Правительства РФ от 04.09.1995 N 877 "Об утверждении перечня работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, которые проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров";

    - Постановление Правительства РФ от 13.10.1995 N 1017 "Об утверждении Правил проведения обязательного медицинского освидетельствования на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (с изм. на 01.02.2005);

    - Приказ Минздравмедпрома России от 30.10.1995 N 295 "О введении в действие правил проведения обязательного медицинского освидетельствования на ВИЧ и перечня работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, которые проходят обязательное медицинское освидетельствование на ВИЧ".

    Основываясь на указанных актах отдельные государственные органы приняли свои акты, определяющие порядок прохождения данной группы медицинского освидетельствования, например, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков своим Приказом от 09.09.2005 N 279 утвердила Инструкцию об организации работы по предупреждению распространения в органах наркоконтроля заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).

    Еще одна категория работников проходит медицинское освидетельствование по специальным правилам - это спасатели. Организация их медицинского освидетельствования подчиняется правилам, закрепленным во Временном положении о порядке медицинского освидетельствования спасателей (медицинской экспертизы в аварийно-спасательных службах и формированиях), утвержденным совместным Приказом Минздрава России и МЧС России от 16.09.1998 N 273/557, а также Положении о профессиональном отборе горноспасателей, утвержденным Приказом Минтопэнерго России от 05.05.1999.

    Вышеперечисленные акты в основном устанавливают требования к проведению медицинских осмотров I группы, т. е. осмотров, проводимых с целью определения пригодности работников для выполнения работы и предупреждения профессиональных заболеваний, и только частично затрагивают правила проведения осмотров II группы. Требования к проведению осмотров II группы ранее устанавливались специальным Приказом Минздрава России от 14.08.1997 N 244 "О проведении обязательных предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских обследований". Этим нормативным правовым актом были утверждены:

    - Перечень предприятий, учреждений и категорий работников, подлежащих обязательным предварительным, при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам в целях охраны здоровья граждан, предотвращения распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, объемы и кратность обследований;

    - Перечень медицинских противопоказаний к работе на указанных предприятиях, в учреждениях;

    - Инструкция по проведению обязательных предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров;

    - Типовая "Личная медицинская книжка".

    Однако уже через месяц после принятия этот документ перестал применяться в связи с отказом Минюста России произвести его государственную регистрацию (письмо Минюста России от 04.09.1997 N 07-02-1493-97). Почти 3 года продолжались споры вокруг этого документа, и только в 2000 году он окончательно был признан утратившим силу на основании Приказа Минздрава России от 05.06.2000 N 198. Повторно форма личной медицинской книжки была утверждена Приказом Минздрава России от 14.04.2000 N 122 (она применялась до 11.06.2005). В 2005 году Приказом Роспотребнадзора от 20.05.2005 N 402 в обращение была введена новая форма личной медицинской книжки для работников отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.

    Отмену Приказа Минздрава России N 244 в определенной степени компенсировали органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, которые приняли свои нормативные правовые акты, устанавливающие правила проведения медицинских осмотров II группы. Отметим, что правом конкретизировать и дополнять порядок проведения медицинских осмотров указанные органы наделены Федеральным законом от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (с изм. на 26.12.2005). Так, в 1999 году Постановлением Правительства Москвы от 28.12.1999 N 1228 были утверждены:

    1. Перечень профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, работники которых проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу), периодические медицинские осмотры и гигиеническую аттестацию.

    2. Перечень и кратность обследований при прохождении обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников декретированных профессий.

    3. Перечень контингентов государственных служащих, работников бюджетной сферы г. Москвы, застрахованных по ОМС на территории г. Москвы, предварительные и периодические медицинские осмотры которых осуществляются за счет средств бюджета города, а также за счет средств обязательного медицинского страхования, согласно действующей Московской городской программе ОМС и тарифам на медицинские услуги.

    Аналогичные нормативные правовые акты были приняты и другими субъектами Российской Федерации.

    С введением в действие Трудового кодекса РФ право в случае необходимости принимать решения о введении в отдельных организациях дополнительных условий и показаний к проведению медицинских осмотров получили непосредственно органы местного самоуправления (часть четвертая статьи 213 Кодекса). В основном эти нормативные правовые акты касаются II группы медицинских осмотров и основная их задача - дополнить и конкретизировать перечни работ, утвержденных на федеральном уровне применительно к местным условиям и в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой в муниципальном образовании.

    Глава 2. ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ

    § 1. Условия, при которых проведение медицинских

    осмотров обязательно

    1.1. Факторы, при работе с которыми обязательны

    медицинские осмотры

    Как уже отмечалось, основным нормативным правовым актом, устанавливающим критерии и условия прохождения медицинских осмотров, является Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83. В целях охраны здоровья граждан, подвергающихся производственным факторам риска, предупреждения профессиональных и инфекционных заболеваний им утвержден Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) (таблица 1).

    Аналогичный Перечень, утвержденный и применявшийся на основании Приказа Минздравмедпрома России и Госсанэпиднадзора РФ от 05.10.1995 N 280/88, конкретизировался в Приложении 1 к Приказу Минздравмедпрома России от 14.03.1996 N 90. Однако, как уже отмечалось, Приказ N 280/88 был признан утратившим силу, а в Приказе от 16.08.2004 N 83 не пояснялось, как следует оценивать указанное Приложение. Соответствующие разъяснения появились только в январе 2005 года - Роспотребнадзор в вышеупомянутом письме от 13.01.2005 N 0100/63-05-32 указал на то, что Приказ от 14.03.1996 N 90 применяется в части определения медицинских противопоказаний при допуске к работе с вредными факторами, состава специалистов и объема лабораторных исследований, необходимых при проведении осмотров. Таким образом, Временный перечень вредных, опасных веществ и производственных факторов, при работе с которыми обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры работников, медицинских противопоказаний, а также врачей-специалистов, участвующих в проведении этих медицинских осмотров и необходимых лабораторных и функциональных исследований, утвержденный Приказом Минздравмедпрома России от 14.03.1996 N 90 (Приложение 1 к настоящему пособию) применяется в корреспонденции с положениями, приведенными выше в таблице 1.

    1.2. Виды работ, при выполнении которых обязательны

    медицинские осмотры

    Виды работ, при выполнении которых обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры работников, определяются в соответствии с Приложением 2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83 (с изм. на 16.05.2005) (таблица 2).

    Согласно разъяснениям Роспотребнадзора положения таблицы 2 должны применяться в корреспонденции с положениями Временного перечня работ, при выполнении которых обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры работников, врачей-специалистов, участвующих в проведении этих медицинских осмотров, необходимых лабораторных и функциональных исследований, медицинских противопоказаний к допуску на работу, утвержденного Приказом Минздравмедпрома России от 14.03.1996 N 90 (с изм. на 06.02.2001) в части периодичности осмотров, перечней врачей-специалистов, лабораторных и функциональных исследований, медицинских противопоказаний на выполнение отдельных работ (см. Приложение 2 к настоящему пособию).

    Этот же перечень детализируется по профессиям и должностям в специальных нормативных правовых актах, указанных в § 1 настоящей главы. Так, Постановлением Правительства РФ от 08.09.1999 N 1020 определен Перечень профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным, при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам (таблица 3).

    В соответствии с Федеральными авиационными правилами "Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации" (Приказ Минтранса России от 22.04.2002 N 50 с изм. на 01.11.2004) медицинскому освидетельствованию подлежат работники, указанные в таблице 4.


    Войдите, чтобы оставить комментарий

    Войти на сайт

  • Tut
    ответ оставлен 5 лет назад

    Если есть лицензия, выданная аккредитационной комиссией при управлении здравоохранения областной администрации - медкомиссия законна. Врачи профилактория компетентны. ибо врачебная комиссия профилактория создается в медицинской организации независимо от ее организационно-правовой формы, формы собственности и ведомственной принадлежности с целью совершенствования организации медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам диагностики, лечения, реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, иным медико-социальным вопросам, а также осуществления оценки качества и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе оценки обоснованности и эффективности назначения лекарственных средств. Если гражданина полагает, что разглашена медицинская тайна, он обязан обратиться в суд.


    Войдите, чтобы оставить комментарий

    Войти на сайт

  • Ответить на вопрос по теме Здравоохранение и образование

    Войдите, чтобы написать ответ

    Войти на сайт

    Похожие вопросы по теме Здравоохранение и образование




    Не нашли ответа?
    Задайте вопрос юристу!

    Происходит отправка... Подождите.

    Ваша заявка успешно принята!

    Ошибка при отправке!